Рекомендации родителям по профилактике самовольных уходов несовершеннолетних из дома
<article>Проблема непонимания детей и родителей касается практически всех людей. К сожалению, нередки случаи, когда дети уходят из дома. Быть уверенными в семейной идиллии, материально обеспечивать детей еще не показатель, что сам подросток чувствует себя комфортно в таких условиях. На сайтах и в социальных сетях для подростков можно прочесть депрессивные, но проникновенные жизненные стихотворения и рассказы, среди которых может быть «творение» Вашего ребенка. За повседневными заботами и работой родители не замечают встревоженности своих детей, что может привести к плачевным ситуациям. По статистике, большинство матерей и отцов не могут ответить на простой вопрос правоохранительных органов: «Почему ребенок ушел из дома?» В результате боль, обида, переживание и чувство вины.
Основным поводом для подростка уйти из семьи становится отсутствие взаимопонимания с родителями (иными законными представителями). Требовательность родителей вызывает у подростка сильное разочарование, нарушает искренность отношений и может даже привести к враждебности несовершеннолетнего.
Часто таким поступком подростки хотят привлечь к себе внимание. В основном, уходят подростки 14-17 лет, в возрасте, когда ребенок, несмотря на внешнюю браваду, грубость и агрессивность, на самом деле, является крайне раним и беззащитен. При первом уходе такого ребенка из дома важно правильное поведение родителей, которое на начальном этапе еще может исправить положение, восстановить отношение в семье.
Причины, которые могут заставить подростка уйти из дома:
- подросток, чья свобода ограничена большим количеством учебного и дополнительного материала может захотеть свободы, просто пойти к друзьям и «зависнуть» там, на пару дней. Подростки, которым мешают создавать личные отношения, могут убежать вдвоем, тем самым пытаясь купить себе кусочек свободы от родительского давления. Оскорбленный или избитый подросток может уехать даже в другой город, пытаясь километрами расстояния защититься от нападения.
- крупная ссора с родителями или постоянные «выяснения отношений». В подростковом возрасте дети стремятся себя проявить, быть самостоятельными и независимыми, в ответ на что, все желания пресекаются взрослыми. Подсознание подростка воспринимает отказ в отрицательном цвете как нелюбовь родителей, ненужность семье и непонимание. Единственный выбор для подростка в такой момент - убежать от излишней опеки. Подростка не воспринимают как взрослого, не прислушиваются к его мнению, недостаточно ясно аргументируют политику семьи, по принципу «Я старше, я лучше знаю, что тебе необходимо!». При отсутствии возможности доказать свое мнение в диалоге подросток разрывает диалог, бежит.
- агрессия со стороны кого-нибудь из членов семьи, сопровождающаяся физическими наказаниями;
- безразличие взрослых к проблемам подростка, отвергнутость и ненужность, отсутствие эмоциональной связи с родителями;
- развод родителей;
- появление в доме отчима или мачехи. Даже новый брак мамы или папы может тяжело травмировать подростка. И не важно, что вам этот человек кажется надежным, подросток в него не верит. Новому члену семьи придется доказать свою надежность, а это работа, не ограничивающаяся покупкой еды и одежды.
- чрезмерная опека, вызывающая раздражение;
- попадание под влияние значимых сверстников (подростковая реакция группирования). Несчастные, но «верные» друзья тянут за собой в неизведанную пропасть, обещая преданным спутниками увидеть все красоты мира, почувствовать свободу и независимость. В реальности мир жесток: хулиганы, ночные воры, наркотики для подростков, отсутствие денег и питания, ночлеги на вокзале;
-неразделенная любовь. Эмоциональные переживания, первая любовь подростка настолько сильны в юном возрасте, что от боли человек способен пойти на отчаянные поступки. Наверное, каждый человек оказывался в такой ситуации, но не у всех хватало смелости покинуть уютных родительский дом;
-трудности, связанные с переменой места жительства. К новичкам всегда повышенный интерес и внимание. Натиск со стороны сверстников очень сложно выдержать, более того пережить. В период полового созревания дети несколько жестоки и тяжело принимают новые лица в свой коллектив. Чувство одиночества и отрешенности становится одной из причин «побега»;
-разделение братской любви. Если в семье присутствует второй, третий ребенок и подростку кажется, что его любят и боготворят больше – это уже повод бросить отчий дом. Более сложная ситуация, если один из детей приемный.
- уклонение от посещения учебных заведений, предъявляющих непосильные для них требования дисциплинированности и трудолюбия.
Побег, по сути, признак неразвитого еще логического аппарата, детская игра в прятки. Но она говорит родителям о том, что есть из-за чего прятаться. Когда убегают маленькие детки, чаще всего это игры, игры в путешествия, в открытие космоса, покорение моря. Подросток точно так же пытается выместить неприятные моменты путем смены обстановки. Чаще всего беглец ожидает от вас некоторых перемен, разговора, перехода на другой уровень общения.
Если в вашей семье практика побегов регулярна, посмотрите и оцените со стороны свою реакцию. Может, именно в момент возвращения подросток получает то самое количество любви и внимания, которое необходимо. Но со временем яркость эмоций угасает, и ребенок просто перезагружает семейную систему заново - побегом.
Профилактика самовольных уходов из дома
Поведенческая реакция в виде уходов из дома, побегов из детских учреждений может быть мотивированной и немотивированной.
Мотивированная поведенческая реакция обусловлена психологически понятными причинами и вытекает из самой ситуации, в которой оказался подросток (к примеру, побег из летнего лагеря, где подростка унижали сверстники или уход из дома после серьёзного конфликта с родителями).
Другое дело, что это не самый лучший способ реагирования, но если подросток реагирует именно так, то значит, он не научился применять другие стратегии реагирования в конфликтных ситуациях и использует стратегию избегания. Задача родителей, в этом случае - расширить эмоционально-поведенческий репертуар реагирования подростка, т. е. научить его разнообразным стратегиям поведения. Ребёнка обижают в лагере, он должен знать, что может обратиться к администрации лагеря, позвонить родителям, написать заявление в милицию. Если серьёзный конфликт случился дома, то ребёнку нужно научиться отстаивать свои права и соблюдать права родителей. Ребенок может обратиться за помощью к классному руководителю в школе, к другим родственникам, но не убегать в «никуда» и не подвергать свою жизнь и здоровье опасности.
Мотивированные уходы на фоне острой стрессовой ситуации возникают у детей с разными характерами по-разному:
- у слабых, эмоционально-ведомых, чувствительных, податливых детей мотивированные уходы проявляются как обдуманные или импульсивные и могут быть проявлением пассивного протеста;
- у подвижных, эмоциональных и импульсивных детей мотивированные уходы проявляются как реакция эмансипации;
- у эмоционально холодных, сдержанных, замкнутых мотивированные уходы проявляются как реакция избегания общения;
- у ярких, артистичных, активных мотивированные уходы проявляются как демонстративная реакция.
На фоне постоянной стрессовой ситуации мотивированные уходы становятся привычными (стереотипными) - т. е. формируется «привычка», когда подросток привычно реагирует уходом даже тогда, когда стресс не настолько выражен, чтобы убегать.
Когда это происходит, то можно говорить о том, что мотивированные уходы начинают превращаться в немотивированные.
Иногда внезапный уход может произойти на фоне сниженного настроения, причём это изменение в настроении никак невозможно объяснить ситуацией.
Наконец, уходы и побеги могут быть проявлением психического заболевания (эпилепсия и эпилептиформные состояния, маниакально-депрессивный психоз, шизофрения, деменция и умственная отсталость). Подобный феномен в своем наиболее ярком проявлении отмечен и описан психиатрами под названием «дромомания» (от греческих слов дромос - дорога, путь и мания - одержимость, страстное влечение). Дромомания - не самостоятельное психическое заболевание. Обычно она выступает как отражение шизофрении, эпилепсии, истерии и других расстройств.
Вы, родители, должны всегда помнить о следующих правилах:
1. Не давайте подростку чрезмерных нагрузок, когда у него не остается времени даже для того, чтобы погулять во дворе. Не забывайте - он еще ребенок.
2. Стимулируйте подростка участвовать в спортивных соревнованиях, походах, играх и т.д., где детям предоставляется возможность переживать радостное напряжение разумного риска (так называемого «драйва»), преодолевать собственный страх, разрядить накопившееся напряжение.
3. Создайте условия, при которых подросток, имея все необходимое, все-таки должен добиваться осуществления некоторых желаний, совершать какую-то работу для получения вознаграждения. Научите ставить большие и маленькие цели, определять задачи, которые нужно решить для их достижения, а эти задачи разделять на небольшие легко осуществимые шаги.
4. Развивайте в подростке уверенность, положительное отношение к себе, принятие своих качеств, особенностей, отличительных черт. Научите его эффективным моделям противостояния негативному влиянию и независимому поведению в сложных социальных ситуациях. Научите подростка не агрессивному и в то же время уверенному отстаиванию своего мнения, умению сказать нет.
5. Моделируйте условия, воссоздающие жизненные ситуации, обращайте внимание на неотвратимость ответственности подростка за любое свое решение и каждый поступок.
6. Всегда поддерживайте своего ребенка.
7. Если кто-то жалуется на поведение вашего сына или дочери, не спешите сразу наказывать, выясните мотивы их поступков.
10. Выбирайте наказание, адекватное проступку.
11. Не наказывайте подростка из-за того, что у вас плохое настроение или «для профилактики».
12. Оставьте дома, на видном месте информацию о работе телефонов доверия и кабинетов психолога. Объясните подростку: для чего люди ходят к психологу? Какие проблемы называют психологическими? Как обратиться к психологу?
13.Располагать информацией о местонахождении ребенка в течение дня;
14. Не разрешать несовершеннолетним находиться без присмотра взрослых позднее 22 часов в зимнее время, и не позднее 23 часов летнее время;
15. Обращать внимание на окружение своих детей, а также контактировать с его друзьями и знакомыми, знать их адреса и телефоны.
Если подросток ушел из дома, родители должны принять следующие меры:
-Подать заявление в полицию;
-Не поддавайтесь панике. Для исключения несчастных случаев наведите справки в «Скорой помощи», полиции;
-Опросить всех друзей, знакомых и родственников;
-Разместить объявления о пропаже на улице, в интернете и транспорте;
-Детально исследовать все личные вещи подростка;
-Психологически настроить себя на положительные результаты поиска и всегда быть на связи;
- Внимательно проанализируйте поведение и высказывания своего ребенка за последнее время. Постарайтесь вспомнить, какие обстоятельства предшествовали его уходу. Выясните, кто видел его и общался с ним;
- Соберите сведения о его друзьях и знакомых, местах возможного пребывания, по возможности перепроверьте их. Попробуйте выяснить, о чем говорил ваш ребенок, каковы были его намерения, настроение в моменты последних встреч с друзьями, знакомыми;
Подобные ситуации приносят значительную психологическую травму как детям, так и родителям. Очень важно: Не ругать ребенка по возвращению. Как бы ни было больно и горестно, чтобы не усугубить ситуацию покажите подростку как сильно вы его любите и что он для вас значит. Вступите в переговоры с подростком, выслушайте его и попросите выслушать вас. При разговоре будьте предельно откровенны и внимательны. Дайте подростку выговориться, не прерывайте его, не упрекайте, даже если это будут сплошные обвинения в ваш адрес. Если вы действительно виноваты, признайте свои ошибки, попросите прощения.
После возвращение «блудного» подростка в обязательном порядке родители и ребенок проходят реабилитационный курс у психолога.
Постарайтесь не обсуждать произошедшее и его последствия, обсуждайте лишь пути выхода из сложившейся ситуации и варианты вашей дальнейшей жизни. Некоторые родители, боясь очередного побега, прячут вещи подростка, запирают его в квартире и т. д. В этом возрасте очень сильно развито стремление к противоречию. Поэтому «драконовские» меры могут только усилить желание подростка вырваться из дома.
Впоследствии не упрекайте подростка и сами не возвращайтесь к обсуждению случившегося. Не рассказывайте о произошедшем вашим друзьям, родственникам, соседям. Ведь если ваши отношения с ребенком со временем восстановятся, то в их глазах он надолго останется непутевым.
Помогите подростку в восстановлении прерванных связей - с возвращением на учебу и т.п. Делитесь с ним своими планами и заботами. Подросток воспримет это как оказание доверия.
И всегда помните, что ваш ребенок больше, чем вам, никому не нужен.
</article>