Новости проекта
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 0 человек

5-10 декабря 2024 года. Примерная матрица единого урока «Союзное государство. 25 лет вместе», посвященного 25-летию подписания Договора между Российской Федерацией и Республикой Беларусь «О создании Союзного государства»

Дата: 2 декабря в 23:10, Обновлено 4 декабря в 08:29
295 просмотров

       

       

Примерная матрица единого урока «Союзное государство. 25 лет вместе»,

посвященного 25-летию подписания Договора между Российской Федерацией и Республикой Беларусь «О создании Союзного государства»,

для учреждений общего среднего образования

 

На пространстве от Бреста до Владивостока существует одно Отечество, но два государства.

Президент Республики Беларусь А.Г. Лукашенко

Союзное государство России и Белоруссии представляет из себя разновидность интеграции при полном сохранении суверенитета.

Президент Российской Федерации В.В. Путин

Целевая установка

Содействие осознанию учащимися ценности дружбы между народами Беларуси и России; формирование у учащихся представлений об истории Союзного государства, созданном на основе культурно-исторической связи Беларуси и России, воспитание уважения к традициям и ценностям народов Беларуси и России.

В фокусе обсуждения: гражданственность и патриотизм, взаимопомощь и взаимоуважение, ценность дружбы, единство народов Беларуси и России, общность духовно-нравственных ценностей, сохранение исторической памяти, сотрудничество.

Продолжительность занятия: до 45 минут.

Методические рекомендации

Единый урок, посвящённый 25-летию подписания Договора между Российской Федерацией и Республикой Беларусь «О создании Союзного государства» рекомендуется провести 5-10 декабря 2024 года во всех учреждениях общего среднего образования в рамках часов информирования.

Данные материалы носят рекомендательный характер. Педагог может использовать их либо непосредственно, либо в качестве конструктора, позволяющего выстроить урок в соответствии с особенностями и традициями класса, школы, региона. Следует учитывать возрастные особенности учащихся. Необходимо максимально вовлечь учащихся в активную деятельность, использовать интерактивные формы взаимодействия (обсуждение, задание с элементами игры, виртуальная экскурсия и иное). 

Единый урок можно провести в актовом зале либо библиотеке, музее или музейной комнате, учебном кабинете учреждения образования. Важно обратить внимание на оформление помещения, в котором проводится единый урок, где могут быть представлены следующие элементы: государственная символика Республики Беларусь и Российской Федерации; карта Беларуси и России; выставки творческих работ учащихся (рефераты, проекты, сочинения, стихи, рисунки, плакаты, газеты, отзывы об экскурсиях, макеты и т.д.) на тему «Беларусь и Россия: 25 лет вместе».

В качестве модератора мероприятия может выступить педагогический работник: заместитель директора по воспитательной работе, руководитель по военно-патриотическому воспитанию, представители детских и молодежных общественных объединений, педагог-организатор, классный руководитель учреждения образования.

 

Структурный компонент единого урока

Содержательный компонент

единого урока

(1-4 классы)

Содержательный компонент

единого урока

(5-8 классы)

Содержательный компонент единого урока

(9-11 классы)

Вводный этап

Вступительное слово модератора:

Четверть века назад два государства – Российская Федерация и Беларусь – выбрали путь единения. 8 декабря 2024 года отмечается 25-летие со дня подписания Договора о создании Союзного государства. Прошедшие четверть века показали главное – Союзному государству быть.

Братские узы на протяжении многих лет связывали белорусский и российский, о чем свидетельствуют общность языка, традиций, духовных ценностей. И Россия, и Беларусь были в числе учредителей Советского Союза в 1922 году. Еще больше объединили и сплотили наши народы совместная борьба с фашизмом во время Великой Отечественной войны и напряженная совместная работа по восстановлению народного хозяйства республик в послевоенное время.

На протяжении веков белорусский и российский народы неоднократно доказывали свое стремление быть вместе. Белорусско-российское братство прошло испытание временем. Белорусско-российский диалог – это тесное взаимодействие двух стран во всех без исключения сферах сотрудничества на благо братских народов Беларуси и России. Руководители наших государств подписали Договор об образовании сообщества Беларуси и России, благодаря которому было положено начало возрождению традиционно крепких и глубоко уважительных отношений между нашими народами.

Учащимся предлагается просмотр видеоролика (фрагмента видеоролика) телеканала телерадиовещательной организации Союзного государства "БелРос" - «Союзное государство / Люди, события, факты» https://rutube.ru/video/012084f62bc51843ad23a4061a061f5e/?playlist=183783 (продолжительность 9:34 мин.)

Педагог акцентирует внимание учащихся на основных этапах создания Союзного государства, предлагает озвучить учащимся известные им факты, подтверждающие многолетнюю дружбу и тесное сотрудничество Беларуси и России.

При проведении этого этапа рекомендуется использовать материалы Приложения 1 информационного блока «История создания Союзного государства. Ориентиры для сотрудничества» с учетом возрастных особенностей учащихся.

Основной этап

Разговор с учащимися

«Союзное государство. 25 лет дружбы»

(Приложение 2)

Беседа

«Союзное государство. Духовная и культурная общность»

(Приложение 3)

Диалоговая площадка

«Союзное государство. 25 лет вместе»

(Приложение 4)

Заключительный

этап

Модератор подводит итоги занятия.

Совместная история народов России и Беларуси продолжается и сегодня. Мы строим единое Союзное государство. Мы дружим и в нашей дружбе великая сила, мы едины, и это единство самой сутью своей опирается на память и опыт прошлых поколений белорусов и россиян и в то же время устремлено в будущее, символизируя надежду, что наши народы никогда не разорвут своих братских уз.

В завершении единого урока педагог предлагает учащимся прослушать песню  Алены Ланской и Александра Еловских - "Вместе": https://www.youtube.com/watch?v=-sUgf6dSQGs, а затем поделиться впечатлениями об уроке и продолжить одну из фраз:

Я узнал(а)…

Я понял(а)…

Я отметил(а) для себя…

Я хочу…

Я рад(а)…

Приложение 1.

«История создания Союзного государства. Ориентиры для сотрудничества»

После распада Советского Союза Беларусь и Россия начали искать новые способы взаимовыгодного сотрудничества и взяли курс на сближение. В течение 1995–1998 годов был подписан ряд документов, которые заложили основы для будущего союза. Первым из них стал Договор о дружбе, добрососедстве и сотрудничестве между Российской Федерацией и Республикой Беларусь, подписанный 21 февраля 1995 года.

2 апреля 1996 года Президент Республики Беларусь Александр Григорьевич Лукашенко и первый Президент России Борис Николаевич Ельцин в Москве подписали Договор о Сообществе Беларуси и России. Позднее 2 апреля стал ежегодно отмечаться как День единения народов Белоруссии и России.

Ровно через год, 2 апреля 1997 года, Республика Беларусь и Российская Федерация подписали Договор о Союзе Беларуси и России. Основными целями создания Союза было стремление повысить уровень жизни народов, укрепить сотрудничество между Беларусью и Россией в политической, экономической, социальной и других областях, обеспечить устойчивое социально-экономическое развитие государств-участников на основе объединения их материальных и интеллектуальных потенциалов.

5 декабря 1998 года главы государств подписали Декларацию о дальнейшем единении Беларуси и России, Договор о равных правах граждан, а также Соглашение о создании равных условий субъектам хозяйствования. В этих документах президенты двух стран твердо заявили о решимости продолжить поэтапное движение к добровольному объединению стран в Союзное государство при сохранении национального суверенитета государств - участников Союза.

8 декабря 1999 года были подписаны Договор о создании Союзного государства и Программа действий Республики Беларусь и Российской Федерации по реализации положений Договора о создании Союзного государства. Эти документы вывели на новый уровень единение двух наших братских стран и народов. Они определили конечную цель интеграции Беларуси и России – создание Союзного государства. Договор о создании Союзного государства вступил в силу 26 января 2000 г.

В соответствии с договором Беларусь и Россия поставили перед собой ряд важных ориентиров, один из которых – создание единого экономического пространства. Достижение этой цели осуществляется поэтапно. Партнерство Беларуси и России выстраивается на принципах безусловного сохранения государственного суверенитета и территориальной целостности, ответственного выполнения сторонами своих международных обязательств.

Беларусь и Россия являются друг для друга важнейшими торгово-экономическими партнерами. По итогам 2023 года взаимный товарооборот двух стран увеличился на 9,1%. На долю России приходится более половины объема внешней торговли Республики Беларусь.

Беларусь и Россия эффективно развивают сотрудничество в таких сферах как энергетика, транспорт, промышленная кооперация. В 2022 году начата реализация совместных проектов по выпуску импортозамещающей продукции на базе флагманов белорусской промышленности. За счет средств бюджета Союзного государства финансируются союзные программы в самых различных сферах (космос, информационные технологии, микроэлектроника, сельское хозяйство, пограничная безопасность, преодоление последствий чернобыльской катастрофы и т.д.).

Обеспечиваются равные права граждан двух стран, создана единая система социальных гарантий. Сегодня граждане Беларуси и России имеют практически одинаковые возможности для трудоустройства, выбора места жительства, получения образования, медицинской помощи и социального обеспечения. При пересечении белорусско-российской границы белорусам и россиянам не требуется прохождения пограничного контроля, таможенного досмотра, получения и заполнения миграционной карты.

 

Приложение 2.

Разговор с учащимися «Союзное государство. 25 лет дружбы» (1-4 классы)

Этот этап может быть организован в форме разговора с учащимися о дружбе и сотрудничестве народов Беларуси и России. Педагог обращает внимание учащихся на то, что крепкая дружба связывает народы Беларуси и России, эта дружба имеет глубокие корни и давние традиции.

У наших народов – общая история и культура, общая судьба. Наши народы связывает крепкая дружба, которая имеет глубокие корни и давние традиции. И сегодня Беларусь и Россия соединены множеством невидимых нитей. У наших братских народов одни духовные ценности, одни жизненные ориентиры. В нашей дружбе великая сила!

Педагог предлагает учащимся построить «Хоровод дружбы». Для этого им нужно стать в круг и по очереди ответить на вопрос: «Каким должен быть настоящий друг?»

Педагог предлагает учащимся поговорить о дружбе, доброжелательности, стремлении понимать и принимать друг друга, об уважении к народам других стран.

Примерные вопросы для обсуждения:

Что каждый человек вкладываете в понятие дружбы?

Почему дружба важна для каждого человека?

Как вы думаете, в чем проявляется дружба народов?

Вспомните русские и белорусские пословицы и поговорки о дружбе. Примерные варианты представлены в таблице ниже.

Дружбы и братство дороже богатства.

Сяброўства і братэрства даражэй за багацце.

Друг за друга держаться ничего не бояться.

Будзеце адзін за аднаго трымацца можаце нічога не баяцца.

С кем поведешься, от того и наберешься.

З кім пазнаешся, такім і сам станешся.

Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

Лепш сто сяброў, як сто рублеў.

Обобщая ответы учащихся, педагог делает вывод: для того, чтобы сохранить на земле мир, народы должны дружить.

Качества настоящего друга и качества братского народа похожи, потому что дружба – это взаимоотношения между людьми или государствами, основанные на доверии, искренности, общих интересах. Дружба народов Беларуси и России сегодня крепка как никогда. Более четверти века две страны, Беларусь и Россия, демонстрируют всему миру пример сплоченности и взаимовыгодного сотрудничества.

Педагог отмечает, что, как правило, друзья много знают друг о друге, и предлагает учащимся составить небольшой рассказ «Что я знаю о России» («Что я знаю о Беларуси»), используя слова-подсказки, иллюстрации, предложенные педагогом. Слова-подсказки дает сам педагог с учетом особенностей и уровня подготовки класса.

 

Приложение 3.

Беседа «Союзное государство. Духовная и культурная общность» (5-8 классы)

Данный этап может быть организован в форме беседы с обсуждением исторической общности и единства наших народов, наличия неразрывных связей Беларуси и России, что служит прочной основой для развития Союзного государства.

Педагог предлагает учащимся задуматься над эпиграфом сегодняшнего урока и поразмышлять, на какой земле мы живем, что нас всех объединяет, что важно для нас сейчас, чем мы будем заниматься в будущем, чем гордимся.

На пространстве от Бреста до Владивостока существует одно Отечество, но два государства.

Президент Республики Беларусь А.Г. Лукашенко

Союзное государство России и Белоруссии представляет из себя разновидность интеграции при полном сохранении суверенитета.

Президент Российской Федерации В.В. Путин

 

Сегодня в национальном составе населения Республики Беларусь русские по численности занимают второе место после белорусов (https://www.belta.by/infographica/view/natsionalnyj-sostav-naselenija-belarusi-22499/). Выходцы из Беларуси проживают в России. Однако, граждане Беларуси и России не чувствуют себя иностранцами на территории другого государства-участника Союзного государства. Они имеют практически одинаковые возможности для трудоустройства, выбора места жительства, получения образования, медицинской помощи и социального обеспечения. Граница России и Беларуси открыта для граждан двух государств. При пересечении белорусско-российской границы белорусам и россиянам не требуется прохождения пограничного контроля, таможенного досмотра, получения и заполнения миграционной карты.

Белорусы и россияне общаются на одном языке. Русский язык служит языком общения между нами, что способствует лучшему взаимопониманию и укреплению связей. Русский язык, наравне с белорусским, в Республике Беларусь является одним из двух государственных языков. Этот статус русский язык получил согласно результатам республиканского референдума 1995 года.

Общая история и культурное наследие объединяет наши братские народы. Духовная общность и культурная близость является неоспоримым фактом. Традиции и обряды народов Беларуси и России очень схожи и имеют общие корни. Мы празднуем одни праздники, у нас одинаковые семейно-бытовые обряды.

Именно поэтому важнейшим направлением сотрудничества в рамках Союзного государства является развитие единого культурного пространства Беларуси и России, расширение работы по сохранению исторической памяти и историко-культурного наследия наших народов.

Примерные вопросы для обсуждения:

  1. Что объединяет Беларусь и Россию?
  2. Часто можно услышать, что «белорусско-российское братство прошло испытание временем». Как вы это понимаете?
  3. В чем заключается ценность общего языка?
  4. Как вы считаете, насколько важно сотрудничество народов Беларуси и России для сохранения и взаимного обогащения двух братских культур?
  5. Какие достопримечательности Беларуси / России вы можете назвать? Поделитесь своими впечатлениями.
  6. Где бы вы хотели побывать?

Педагог отмечает, что, многолетнее братство двух народов соединяют множественные нити сотрудничества, родства и дружбы. Белорусы посещают Россию, а россиян рады видеть на белорусской земле.

Педагог предлагает учащимся написать «устное письмо»[1] российскому / белорусскому другу, которое начиналось бы такими словами:

«Привет, мой дорогой друг. Ты говоришь, что хочешь посетить Беларусь (Россию) и просишь рассказать о моей стране…

 

Приложение 4.

Диалоговая площадка «Союзное государство. 25 лет вместе» (9-11 классы)

С целью обсуждения сотрудничества Беларуси и России в рамках Союзного государства данный этап может быть организован через работу диалоговой площадки (пространство для коммуникации с организованной дискуссией и вовлечением в нее максимального количества участников), в рамках которой учащиеся определяют известные им направления сотрудничества. Направления сотрудничества могут быть изображены на доске или бумаге. Например:

 

Информационное сопровождение диалоговой площадки:

Народы Беларуси и России открыты для сотрудничества, умеют ответственно работать и по-настоящему дружить.

«Союз России и Беларуси – это не только экономическая интеграция.

Это подтверждение многовековых традиций славянского братства,

духовного единства, единых подходов в оценке подвига советского народа,

определившего победу над нацизмом ценой невероятных лишений и страданий,

героических побед и беспримерного мужества»

Дмитрий Мезенцев, Государственный секретарь Союзного государства.

Исходя из желания строить двусторонние отношения на основе взаимного уважения, равноправия, доверия, согласия и партнерства было положено начало широкомасштабной интеграции Республики Беларусь и Российской Федерации как двух суверенных государств.

В соответствии с Договором Беларусь и Россия поставили перед собой ряд важных ориентиров: обеспечение мирного и демократического развития народов двух государств; создание единого экономического и таможенного пространства; обеспечение устойчивого социально-экономического развития; проведение согласованной внешней политики и политики в области обороны; формирование единой правовой системы; проведение согласованной социальной политики; обеспечение безопасности и борьба с преступностью.

Последние 25 лет белорусско-российские отношения развиваются активно и плодотворно по всем направлениям – политика, экономика, энергетика, транспорт, социальная сфера, образование, наука, культура и спорт.

Обеспечиваются равные права граждан двух стран, создана единая система социальных гарантий. Сегодня граждане Беларуси и России имеют одинаковые возможности для трудоустройства, получения медицинской помощи, образования и социального обеспечения. Они находятся практически в едином миграционном пространстве – обеспечены условия взаимных поездок по внутренним национальным документам без прохождения таможенного и пограничного контроля.

Успешно развиваются торгово-экономические связи. Россия – главный партнер Республики Беларусь во внешней торговле. Республика Беларусь, в свою очередь, входит в пятерку основных внешнеторговых партнеров России и занимает первое место среди стран СНГ по уровню товарооборота с Российской Федерацией. Ведется активная работа по снятию барьеров и ограничений во взаимной торговле, обеспечению равных условий хозяйствования, решению актуальных вопросов взаимодействия в энергетической сфере, наращиванию промышленной кооперации. Налажено сотрудничество по противодействию санкциям западных стран, включая проекты по импортозамещению.

Особое значение имеет сотрудничество в сфере энергетики. Мы вплотную приблизились к созданию объединенного рынка электроэнергии. Ведется масштабная работа по формированию общих рынков электроэнергии, газа, развитию атомной энергетики.

Беларусь активно поставляет в Россию продукцию машиностроения и агропромышленного комплекса. В свою очередь, белорусская промышленность использует материалы и комплектующие российских партнеров. Российская Федерация является крупным потребителем белорусской пассажирской и сельскохозяйственной техники, которая обладает надежностью и высокими техническими характеристиками. Беларусь активно создает в России дилерские центры по продаже и сервисному обслуживанию этой техники.

Следует отметить высокий уровень взаимодействия в сфере строительства. Белорусские строители возводят объекты социального и промышленного назначения в ряде субъектов Российской Федерации.

Выработаны общие нормы доступа к госзакупкам, единые правила конкуренции, противодействия недобросовестным практикам, обеспечено свободное перемещение товаров, работ и услуг. Сформированы условия работы на транспортном рынке и рынке связи, завершена работа по интеграции информационных систем прослеживаемости товаров, транспортного контроля, ветеринарного и фитосанитарного контроля.

Тесное белорусско-российское сотрудничество в сферах обороны и военно-технического взаимодействия, антитеррористической деятельности, борьбы с преступностью является залогом стабильности и безопасности во всем регионе. Создана Региональная группировка войск Республики Беларусь и Российской Федерации, осуществляется взаимодействие между системами ПВО двух стран, проводятся совместные учения. Проходят двусторонние мероприятия по предупреждению, выявлению и пресечению противоправных действий со стороны организованных преступных группировок, актов терроризма, торговли людьми.

Эффективно развивается космическое сотрудничество Беларуси и России, нацеленное на совместное использование космического потенциала. Знаковым стал полет первой женщины-космонавта в истории независимой Беларуси Марии Василевской на Международную космическую станцию на российском космическом корабле «Союз МС-24».

Создание единого образовательного пространства открывает для молодых граждан Союзного государства новые горизонты в получении знаний, а впоследствии – и перспективного рабочего места. Среди основных достижений – взаимное признание документов об образовании, совместное выполнение различного рода программ и проектов, открытость в обмене опытом.

Основу двустороннего взаимодействия в гуманитарной сфере составляют совместные мероприятия в сфере искусства, выставки, кино- и театральные фестивали. Одним из наиболее известных совместных проектов является ежегодный фестиваль «Славянский базар в Витебске». С 2022 года программа союзных мероприятий в рамках фестиваля расширена и длится в течение трех дней. С 2010 года на родине Президента Республики Беларусь А.Г. Лукашенко проводится республиканский праздник «Купалье» – «Александрия собирает друзей». Его основной посыл – дружба и единение Беларуси и России.  Раз в два года в Гродно проходит Республиканский фестиваль национальных культур, который собирает представителей до 140 национальностей. Активное участие в нем принимают диаспоральные организации белорусов России.

Примерные вопросы для обсуждения:

  1. Что такое Союзное государство?
  2. Почему, на ваш взгляд, россиянам и белорусам удалось продвинуться по пути интеграции дальше других стран постсоветского пространства?
  3. Какие основные направления сотрудничества Беларуси и России вы знаете?
  4. Как вы думаете, почему Союз Беларуси и России так важен для народов наших стран?
  5. Как вы думаете, можно ли Союзное государство назвать единым пространством для граждан Беларуси и России?
  6. Как вы считаете, какие возможности для развития Беларуси и России представляет сотрудничество в формате Союзного государства?

 
 

 

[1] Данная работа может быть организована в групповой форме

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.