24 - 30.05 Неделя туризма и краеведения. Посещение этнографического уголка - музея в д. Грабово.«Искусство сохранять историю»
В современных условиях жизни общества одним из главных направлений работы с детьми является приобщение детей к культуре и традициям своего народа. Воспитывая в детях любовь к Родине и национальным традициям, мы формируем у них духовно-нравственные качества. Гордость за свою Родину, любовь к родному краю, уважение традиций, понимание неповторимости своего народа, почитание героев – все это входит в понятие «патриотизм». Одной из форм работы с детьми по формированию любви к родному краю являются экскурсии в музей.
17 мая библиотекарь Михновец Галина Антоновна провела библиотечный час с учащимися 1 – 8 класса с реальным путешествием в этнокультурный уголок -музей, который находится в д.Грабово, Житковичского района, Гомельской области. Создала и оформила экспонаты экспозиций, проживающая в этой деревне Прищик Нина Викторовна. Учащимся для ознакомления были представлены следующие экспозиции: сялянская сядзіба, матулін ручнік, рэчы сялянскага побыту/.
Экскурсии в этнографический уголок-музей, воспитывают у детей любовь и уважение к народной культуре и наследию предшествующих поколений.
Тема: «Искусство сохранять историю»
библиотечный час с реальным путешествием в этнокультурный уголок -музей, который находится в д.Грабово, Житковичского района, Гомельской области..
Цель:
- познакомить детей с существующим этнокультурным уголком -музеем: белорусским, региональным.
- приобщить к искусству,
- развивать чувства прекрасного.
Назначение: для учащихся 1-9 классов.
Форма проведения: реальное путешествие.
Ход занятия
Организационный момент.
Библиотекарь: Ребята! Тема нашего библиотечного часа «Искусство сохранять историю».
Я совсем не против ходить туда, где очень весело. Ну, а выставки - это очень скучное дело, скажете вы. Таково мнение большинства детей вашего возраста.
Но сравнивать экскурсию по музею с посещением дискотеки нельзя, так как дискотека - это мероприятие развлекательное, а путешествие по музеям – познавательное. Поэтому я не ставлю сегодня перед собой цель развлекать вас, а хочу познакомить с этнокультурным уголком-музеем, который создан руками женщины, проживающей в д.Грабово. Хочу начать наше сегодняшнее путешествие словами Леонардо да Винчи. «Познание минувших времен и познание стран мира – украшение и пища человеческих умов»
- Основная часть:
Библиотекарь. Ребята, сегодня я приглашаю вас совершить реальную экскурсию в этнокультурный уголок -музей. Кто знает, что такое музей?
Ученик 1: В переводе с древнегреческого музей или мусейон, означает «храм муз». В честь девяти муз, прекрасных и вечно юных спутниц бога Апполона – покровителя искусства, древние греки создавали свои мусейоны. Создатели музеев бережно сохраняли все это великолепие не только для современников, но и для своих потомков.
Ученик 2: В наше время музеи являются культурно-историческими центрами, в которых собрано все ценное, что создано человечеством за многовековую историю. В музеях мы можем увидеть изделия талантливых мастеров прошлого, вызывающие гордость потомков: украшения, посуду, игрушки, музыкальные инструменты, одежду. В залах музея находятся рукописи, письма, дневники, награды, предметы быта выдающихся людей, чья жизнь и реальность были отданы служению Отечеству, науке, искусству.
Ученик 3.
Библиотекарь: Музей – это учреждение, занимающееся собиранием, изучением, хранением и показом предметов старины.
Библиотекарь: А как вы думаете, какие правила поведения в музее? (Ответы ребят)
Правила: Не кричать и не шуметь, не трогать экспонаты руками. Не перебивать экскурсовода, вопросы задавать с поднятой рукой. По залам музея следует передвигаться бесшумно. Громко разговаривать недопустимо. В конце мероприятия необходимо поблагодарить экскурсовода за экскурсию.
Библиотекарь: Молодцы. Правила вы знаете. Сегодня будем их соблюдать.
Библиотекарь: А теперь можно начать виртуальную экскурсию. Чтобы нам оказаться в музее, нужно с закрытыми глазами повернуться вокруг себя и сказать «заветные» слова:
Раз - и два - и три! Мы в музее посмотри!
Библиотекарь: А теперь давайте ближе познакомимся с нашим этнокультурным уголком-музеем. Скажите, пожалуйста, вы знаете, что такое экспозиция? (Экспозиция – это все что находится в музее, выставленное у всех на виду, для зрителя.)
В нашем этнокультурном уголке-музее есть две экспозиции: этнографическая и историческая. Сейчас мы находимся возле этнографической. Называется она «Беларуская хатка». Как вы думаете, о чем она нам может рассказать?
Ответы детей.
Библиотекарь: Молодцы, я вижу, что вы уже много знаете. Давайте поиграем, я буду описывать какой-то предмет, а вы будете отгадывать его название.
Дети рассматривают экспозицию и ищут названия предметов.
Небольшой узкий бочонок для сбивания масла с отверстием в центре деревянной крышки, в которое вставляется мутовка («калатоўка») для сбивания масла. (Бойка)
Ухват для того, чтобы ставить и вынимать чугунки из печи. (Вілкі)
Бондарное изделие, бочечка, квашня, для заквашивания теста. (Дзяжа)
Жернова, ручная мельница. (Жаронцы)
Корзина, плетёная ёмкость для хранения и переноски чего либо. (Кошык)
Приспособление для разглаживания тканых изделий, состоящее из двух частей: цилиндрической палочки (длиной 40-60 см, диаметром 4-6 см) и валком, которым катали такую палку с накрученной на неё одеждой. (Качалкі)
Небольшой сундук, в котором хранили приданое, а после замужества хранили скатерти, ручники, столовое и постельное полотно. (Скрыня)
Библиотекарь: Молодцы, ребята, отлично справились с заданием.А теперь обратите внимание, что у нас представлено много видов горшков, кто знает, почему они разные? (Горшки с широким горлышком использовались для хранения продуктов питания дома, а с узким – для перевозки и хранения во время работы в поле.)
Библиотекарь: Давайте пройдем дальше. Следующий раздел экспозиции посвящён Великой Отечественной войне.
Что вы о ней знаете? В каком году началась? Сколько лет прошло со Дня Победы?
Ответы детей.
Библиотекарь: Как много вы знаете. Ну тогда вам не составит труда ответить…
Как называли людей, которые организовывали подпольные группы, отряды для борьбы с фашистами? (Партизаны)
Как называлось сооружение, вырытое в земле партизанами? (Землянка)
Как называется наступление на врага? (Атака)
Как называется огнестрельное оружие, которым пользовались солдаты во время войны? (Винтовка)
Назовите ласковое прозвище боевых машин реактивной артиллерии во время ВОВ. (Катюша)
Библиотекарь: Молодцы! А сейчас давайте перейдём к другому разделу исторической экспозиции. Какому временному периоду она посвящена? (Советское время) А что вы знаете об этом времени? А как люди проводили свободное время?
Ответы детей.
ФИЗМИНУТКА
Библиотекарь: А знаете в какие игры играли ваши бабушки и дедушки? Хотите, я научу вас ещё одной? Называется она «Колечко-колечко, выйди на крылечко!»
Все участники усаживаются на лавочке, среди них выбирается водящий. Сейчас это буду я. Ведущий прячет в ладонях колечко, а вы складываете ладошки лодочкой. Ведущий подходит к каждому со словами: «Я ношу-ношу колечко и кому-то подарю!».
Вещицу он вкладывает в руки одному из сидящих на лавочке, но делает это максимально незаметно, чтобы другие не смогли определить, у кого же заветный предмет. А получивший подарочек также остается «хладнокровным»: не показывает виду и не выдает себя.
После того как водящий посетил каждого, он отходит немного в сторону и говорит ключевые слова: «Колечко-колечко, выйди на крылечко!».
Игрок с украшением должен быстро подбежать к дарителю. А вы при этом постарайтесь понять, кому достался «приз», и не дать этому участнику покинуть ряд. Если ему ускользнуть удалось, то он становится новым водящим. А если нет – руководит прежний игрок.
Понятны условия? Дети играют.
Библиотекарь: А сейчас я приглашаю вас в раздел «Белорусские ремёсла»
Мы находимся в той части этнографического уголка-музея, где представлена экспозиция коллекций разных предметов.
- Что такое коллекция? ( Ответ детей: Коллекция - собрание предметов, объединённое по какому-то конкретному признаку, это несколько предметов, изделий, собранных вместе. Коллекцию объединяют по какому-либо признаку).
- Давайте рассмотрим коллекции вместе, я буду задавать вопросы, а вы отвечать.
Предлагается детям рассмотреть каждую коллекцию, поддерживает детскую инициативу и активность при описании экспонатов согласно плана.
План рассматривания:
- Опишите экспонаты коллекции (внешний вид)
- Как человек использовал эти предметы?
- Используют ли люди предметы коллекции в настоящее время?
Гончарство.
Гончарство – изготовление глиняной посуды. Изготовление горшков связано с применением устройства, получившего название «гончарный круг». Наличие залежей глины, способствовало развитию гончарства. Посуду делали на ножном гончарном круге, обжигали в горне или домашней печи и расписывали.
Посуда из глины и сегодня популярна.
Преобладают формы: конус, цилиндр, шар. Сложные формы и яркая роспись не характерны для традиционного белорусского гончарства.
(Дети рассматривают глиняные изделия)
Ткачество.
Среди разнообразных изобретений человечества на одном из первых мест стоит искусство выработки ткани. Навыки изготовления ткани ручным способом передавались из поколения поколению.
Умение ткать было обязательным для каждой крестьянки, и не зря основную часть приданного девушки, выходящей замуж, должны были составлять тканые изделия: одежда, скатерти, ручники. Изделия украшали вышивкой.
С ткачеством связано много старинных обрядов и обычаев.
(Дети рассматривают изделия).
Деревообработка.
В Белоруссии, богатой лесом, дерево применялось не только для постойки домов, но для оснащения его интерьера. Из дерева изготовлялись транспортные средства, предметы обихода, посуда.
Сделанные из свежего дерева, прялка или ковш сохраняли свой золотистый цвет на протяжении многих лет.
Резьбой из дерева украшали свои дома, утварь.
Бондарство – вид деревообработки, связанное с изготовлением емкостей: бочек, тазов и т.д.
(Дети рассматривают изделия).
Библиотекарь: Молодцы ребята! Понравилась ли вам эта экспозиция. Ответ детей
- Заключительная часть:
Библиотекарь: Существует международный день музеев, который отмечается 18 мая в 150 странах мира.
Но о культурном наследии можно говорить хоть каждый день и какое счастье, что мы и последующие поколения имеют возможность созерцать и соприкасаться с искусством, через музеи, галереи, выставки и альбомы с репродукциями.
Вот и закончилась наша реальная экскурсия. Скажите, что вы видели, узнали нового? Молодцы ребята! Мы видим, что все вы сегодня были очень активными и любознательными. Дома расскажите папам и мамам о нашем этнографическом уголке-музее, о коллекциях в нем.
- Рефлексия: «Человек настроений».
Детям раздаются 2 карточки человечков: улыбающегося и грустного.
Библиотекарь: Ребята, поднимите ту карточку, которая соответствует вашему настроению после посещения этнографического уголка-музея в д.Грабово.